В феврале мы брали интервью у эксперта в сфере доступа к информации в Казахстане Дианы Окремовой. Среди прочего, в данном интервью Диана рассказала о разработке Закона о кибербуллинге в Казахстане. Эксперт комментировала это следующим образом: “Госструктуры хотели обязать Facebook открыть представительство в Казахстане, и чтобы в нем работал человек, знающий казахский язык, и цензурировал Facebook для детей”.
20 апреля 2022 стало известно, что Закон о кибербулинге направили на подпись Президенту Казахстана. Редакция взяла комментарий у Дианы Окремовой по процессу принятия данного Закона, какие правки включили, а какие убрали после длительных обсуждений.
Диана пояснила, что сначала Мажилис (прим. ред. нижняя палата Парламента Республики Казахстан) принял поправки в законопроект, и тот поступил для рассмотрения в Сенат (прим.ред. верхняя палата Парламента Республики Казахстан). Далее Сенат со своими правками направил законопроект обратно в Мажлис, который согласился с правками Сената. Теперь Закон отправлен на подпись Президенту.
Стоит отметить, что законопроект вызвал резонанс в обществе – многие казахстанцы решили, что его принятие может привести к блокировкам соцсетей и ограничению свободы слова.
Эксперт Диана Окремова поделилась с нами основными положениями финального законопроекта:
1) Введена специальная экспертная группа, которая будет рассматривать заявления по фактам кибербулинга. Ранее проект относил решение этих вопросов к единоличной компетенции уполномоченного органа.
2) Министерство информации было лишено права определять порядок ограничений и приостановления работы соцсетей. Это, как сообщает Диана, на самом деле большой плюс. Полномочия были слишком широкие, позволяли действовать часто по своему усмотрению, не всегда блокировки были обоснованы.
3) Убрана норма о том, что все соцсети должны обязательно регистрироваться. Вместо этого оставили достаточно пространную, по мнению Дианы, формулировку о том, что уполномоченный орган ведёт реестр законных представителей иностранных онлайн платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями, осуществляющих взаимодействие с уполномоченным органом в порядке, который этот орган и определяет. Таким образом, норма о том, что социальная сеть должна назначить законного представителя, который будет взаимодействовать с уполномоченным органом, остается. Вместе с тем, представителем может быть любой сотрудник социальной сети (не обязательно гражданин Казахстана), который будет работать от этой социальной сети с уполномоченным органом Казахстана.
4) Добавили следующее регулирование. Когда экспертная группа выносит решение, что какое-то сообщение или комментарий содержит факты кибербулинга, то законный представитель обязан в течение 24 часов удалить эту информацию. Но при этом в финальном проекте не сказано, что если информация не будет удалена, то ресурсу грозит блокировка. То есть данная норма получилась более рекомендательная, чем императивная.
Вместе с тем, отмечает Диана, норма о том, что государство может блокировать интернет существует в Законе Казахстана о связи, поэтому, по сути, этот новый Закон только конкретизировал и выстраивал вторую ступень каких-то запретов, дополнительных полномочий госорганов в части блокировок. Таким образом, на сегодня можно сказать, что усилиями гражданского общества действительно Сенат самые скандальные поправки, возмущающие общественность, убрал, но при этом функция блокировки интернета у государства все равно остаётся.