• О проекте
  • Новости
  • Как это работает
  • Как обойти блокировки
  • Проверить сайт
  • 9000+

    Влияние Указа № 136 на сферу цифрового развития Беларуси. Комментарий эксперта Андрея Сушко

    В Беларуси принят Указ Президента Республики Беларусь от 07.04.2022 № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации» (далее — Указ). Редакция (далее — Р.) взяла комментарий у эксперта Human Constanta по цифровым правам и электронному правительству Андрея Сушко (далее — АС). Поговорили о значении данного Указа для Беларуси и его особенностях.

    Р.: Как в целом Вы относитесь к принятию данного Указа и к созданию Центра цифрового развития?

    АС: В целом, можно порадоваться принятию этого Указа. Он достаточно серьезно и, в какой-то степени, грамотно упорядочивает вопросы цифровизации с точки зрения государственной политики. Конечно, можно спорить, какой должен быть главный орган по вопросу цифровизации в системе государственного управления. В некоторых странах похожие органы создаются при Администрации Президента, при Совете министров или отдельным министерством. У нас созданный Центр цифрового развития будет находиться в структуре Министерства связи и информатизации (далее — Минсвязи).  В Беларуси так видят этот орган, поэтому будем смотреть на работу в  таком формате. 

    Я думаю, что создание Центра цифрового развития в рамках Министерства не дает административной самостоятельности этому органу. Безусловно лучше, когда есть свой бюджет и самостоятельность в принятии решений. Хорошо было бы создать данный орган на уровне Министерства или Администрации Президента. Таким образом голос Центра цифрового развития был бы более весомым на уровне исполнительной власти. 

    Р: А каковы будут полномочия нового Центра в отношении государственных органов? Что нельзя было делать или было очень сложно до появления Центра и станет легко делать после его появления?

    АС: В целом, можно сказать, что Министерство связи наделили дополнительными функциями, назвали его органом государственного управления в сфере цифровизации. А этот центр будет в структуре Министерства ответственным за проведение государственной политики. Как эта политика будет реализовываться, как будут использоваться полномочия на практике — скоро станет видно.

    Р.: Как Вы можете прокомментировать создание офисов цифровизации? 

    АС: Думаю, это важный шаг.. Условно, это структурные единицы в различных государственных органах и организациях, которые будут осуществлять проведение государственной политики и поддерживать контакты с Центром цифрового развития, в том числе для  имплементации норм, содержащихся в Указе. 

    Р.: По логике Указа, все  процессы цифровизации завязаны на государственных органах и организациях. Как вы считаете, почему?

    АС: Да, получается, что офисы цифровизации, например, создаются только в госорганах и организациях с долей (акциями) государства в уставном фонде потому, что они направлены на реализацию именно государственной политики. Сейчас перестраивается, переформатируется система национального регулирования и координации проведения государственной политики в области цифровизации, поэтому все сосредоточено в одном органе.  На самом деле обсуждались разные идеи, в том числе создание Министерства цифрового развития, но решили сделать орган в структуре Минсвязи. Полагаю, Минсвязи не хочет выпускать этот вопрос из своего контроля.

    Р.: Среди полномочий офисов цифровизации выделена разработка технических паспортов мероприятий в сфере цифрового развития (далее — техпаспорт). Можете немного пояснить, что это такое?

    АС: Исходя из содержания Приложения № 1 к Указу, то техпаспорт мероприятия создается тогда , когда запускается какая-либо  программа, концепция, проект (мероприятие) в сфере цифровизации, например, запуск какой-то информационной системы.И для того, чтобы как-то упорядочить процесс запуска, для каждого мероприятия создается техпаспорт. Он помогает все координировать, контролировать реализацию проекта Центром цифрового развития. То есть в целом — это про упорядочение системы коммуникации сверху вниз. Центр цифрового развития сверху доводит какую-то свою политику в сфере цифрового развития через офисы цифровизации, а снизу с других структур и ведомств техпаспорта приходят наверх для того, чтобы был какой-то фидбек в системе, чтобы все были в курсе, что вообще в сфере цифровизации происходит на всех уровнях.

    Р.: А в чем причина создания такого Центра цифрового развития, как Вы думаете?

    АС: В Беларуси существует проблема, когда разные государственные органы разрабатывают разные информационные системы. По сути, у нас есть Единый портал государственных услуг, но министерства и ведомства часто создавали какие-то свои ресурсы. Например, сервис МВД по проверке граждан, выездные или нет, либо какие-то услуги Министерства юстиции. Таким образом, часто получается, что НЦЭУ (Национальный центр электронных услуг), который разрабатывал Единый портал госуслуг, иногда даже не в курсе о том, что создаются какие-то параллельные порталы, где оказываются отдельные госуслуги. То есть, кому как удобно, без структуры. Или например, портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

    Р.: Какие еще интересные моменты в Указе Вы хотели бы отметить?

    АС: Возникает вопрос с 14 и 15 пунктами “для служебного пользования”. Интересно, по какой теме данные пункты и на каком основании правовая информация изъята из публичного пользования. Может быть, это что-то про нацбезопасность или про открытие дополнительных фондов на финансирование.Что угодно,в принципе,может быть.

    Также могу отметить пункт 18 Указа, согласно которому Государственному учреждению «Администрация Парка высоких технологий» в шестимесячный срок нужно обеспечить ведение базы данных технологических компетенций резидентов Парка высоких технологий.

    Это старая идея по использованию ПВТ, чтобы подключить его к цифровизации страны. То есть чтобы в течение 6 месяцев, условно, был создан список, кого и к каким работам в сфере цифровизации можно привлекать, каким образом эксперты ПВТ могут быть полезны для развития цифровизации страны. Посмотрим, как будет реализовываться данная идея. Она связана в том числе с проблемой, что ПВТ и ИТ-бизнес Беларуси перетягивал кадры из государственных органов. Сложно создать какие-то системы и стабильно работать, когда работники, приходящие на ИТ должности в госструктуры очень быстро понимают, что могут уйти в частные ИТ-проекты и получать зарплату в 3 — 4 раза больше, и к тому же иметь меньше проблем в рабочих коммуникациях.

    Р.: Как скоро данный Указ заработает?

    АС: Указ вступает в силу через полгода, однако важно понимать, что это скорее технический документ. Более глобальное и важное регулирование будет прописано в нормативном правовом акте, скорее всего, в Законе, который должен быть разработан Советом министров в пятимесячный срок. Это указано в пункте 19 Указа. А в целом, только в течение 12 месяцев система будет приведена в соответствии с разработанным законодательством. То есть нормально работать можно начать только через год. Это, конечно, достаточно поздно, про какие-то прорывы в сфере цифровизации говорить нельзя. Кроме того, неизвестно, что за этот год произойдет, хватит ли финансирования, экспертного ресурса, интеллектуального, с учетом геополитической ситуации, войны, есть вопрос, с кем придется работать и что цифровизировать… Тем не менее, лучше поздно,чем никогда.

    К комментарию эксперта Андрея Сушко также публикуем информацию, представленную госведомством Беларуси:

    Сообщается, что на основании данного Указа Министерство связи и информатизации наделяется новыми полномочиями в части управления процессами цифрового развития в государстве, цифровой трансформации системы государственного управления и всех отраслей экономики.

    Будет создан Центр цифрового развития. Он станет оказывать содействие государственным органам и организациям в подготовке и реализации мероприятий в сфере цифрового развития.

    Также учреждается Центр перспективных исследований в сфере цифрового развития. Он будет формировать предложения по проектам прогнозов цифрового развития, показателям уровня цифрового развития отраслей и регионов, собирать информацию для оценки эффективности реализации мероприятий, включенных в программы в сфере цифрового развития. За данным центром будет закреплено организационное сопровождение экспертизы мероприятий в сфере цифрового развития с привлечением специалистов государственных органов и организаций, резидентов Парка высоких технологий.

    Указ расширяет механизмы финансовой поддержки процессов цифрового развития и предусматривает возможность внедрения уже разработанных программных продуктов. Упрощаются процессы заключения и реализации договоров в сфере цифрового развития.

    Последние новости проекта