• О проекте
  • Новости
  • Как это работает
  • Как обойти блокировки
  • Проверить сайт
  • 9000+

    Кодекс-оферта: в Кыргызстане приступили к разработке «цифровой конституции»

    Министр цифрового развития Кыргыстана Талантбек Иманов в своем Facebook поделился тезисами концепции Цифрового кодекса, отметив, что процесс разработки опирается на лучшие международные практики регулирования в сфере цифровой экономики, к разработке привлечены лучшие международные эксперты. 

    Ключевой международный эксперт, отвечающий за разработку текста Цифрового кодекса — Николай Дмитрик — отмечает: Кодекс является своего рода офертой и рассчитан прежде всего на добровольное применение в случаях участия субъектов в различных цифровых сообществах (соцсетях, форумах, торговых площадках, профессиональных сообществах, сообществах по интересам) и формирования правил таких сообществ согласно положениям Кодекса. Если субъекты сочтут предлагаемые нормы эффективными и справедливыми, их реализация не потребует принуждения: «хороший стандарт сам себя продает». Разработчики Кодекса исходят из приоритета интересов не только и не столько государства, сколько цифровой среды как общемирового, общечеловеческого явления

    Вариантов регулирования киберпространства несколько: можно идти по пути принятия изолированных законов, посвященных цифровым документам, государственным сервисам или цифровым персональным данным — и пробовать выстраивать единую политику на основании разрозненных актов и отсутствия нормативно закрепленных основ регулирования цифрового права как отдельной отрасли. Можно провести кодификацию всех цифровых законов, для которой необходимо выделить составляющие регулирования цифровой среды, провести анализ существующего законодательства на предмет того, что уже имеется, что отсутствует, что устарело и более не соответствует потребностям современного общества. 

    Кыргызстан идет по второму пути. Важно отметить цель, которую преследует регулятор. Талантбек Иманов в своем посте подчеркивает: «Наша задача — создать все условия для увеличения темпов экономического роста, улучшение оказание услуг государством и частным сектором.» Одной из задач Кодекса является создание условий для облегчения скорейшего перехода на цифровое управление как наиболее эффективный формат государственного управления, а также обеспечение устойчивости сложившейся системы регулирования.

    Введение единого Кодекса для регулирования киберпространства служит решению одновременно нескольких проблем: во-первых, разрозненное регулирование обретает целостность и системность, объединяется под началом основ цифрового управления и базовых принципов, которые будут закреплены в Общей части Кодекса. Наличие данных принципов станет основой для последующего непротиворечивого совершенствования законодательства в данной сфере. Во-вторых, предлагаемая структура Кодекса дает возможность детализировать регулирование неоднородных по существу вопросов на четырех отдельных уровнях (что облегчает координацию действий в разных по сути сферах: так, к операторам связи (принадлежат к уровню «систем»  в классификации ниже) не будут обращаться с нерелевантными для них вопросами о данных (соответственно, уровень «данных»))

    Разработчики концепции предлагают следующие взаимосвязанные, органически вытекающие друг из друга в процессе создания добавочной стоимости в цифровой экономике уровни:

    • На инфраструктурном уровне регулируются отношения, касающиеся доступа владельцев цифровых технологических систем к объектам инфраструктуры. Несмотря на то, что подобные объекты сами по себе не являются объектами цифровой экономики, развитие инфраструктуры последней без них не представляется возможным.
    • На уровне систем регулируются отношения, связанные с созданием цифровых технологических систем, таких, как центры обработки данных и телекоммуникационные сети, а также оказанием услуг с их использованием. На данном уровне важно обеспечить безопасность и бесперебойность работы цифровых технологических систем, а также обеспечение связанности и совместимости, в том числе в целях переноса данных между ними.
    • На уровне сервисов регулируются отношения, связанные с созданием и использованием цифровых сервисов и приложений, построением цифровых экосистем и участием в них. На данном уровне важно обеспечить качество цифровых сервисов и приложений, защитить права их пользователей.
    • На уровне данных регулируются отношения, связанные с обработкой цифровых данных, созданием и использованием цифровых записей (в том числе в виде документов) и цифровых ресурсов. Задачами регулирования на этом уровне является обеспечение полноты, актуальности и доступности цифровых данных.

    Мы будем наблюдать за процессом разработки, принятия и применения Кодекса, который может стать образцом лучшей практики комплексного, системного регулирования государством киберпространства.

    Последние новости проекта