В одном из Telegram-каналов силовиков появилась информация о задержании минчанки за участие в протестах 2020 года. Предположительно, кто-то из пользователей Tinder передал правоохранителям фотографии с митинга, которые девушка разместила в своей Tinder-анкете. Девушку поместили в ИВС, против нее возбуждено уголовное дело по ст. 342 УК РБ (Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).
Сообщается, что подруги задержанной, выходившие вместе с ней на митинг, предприняли попытку выехать из страны — одной удалось выбраться в Турцию, другая была арестована на границе с Польшей.
Абсурдность ситуации отметили в зарубежной прессе: британская газета Daily Mail написала о девушке, которую могут приговорить к 4 годам тюремного заключения за фото в Tinder.
В связи с активно распространяемым ресурсами силовиков нарративом, приравнивающим любые не санкционированные государством собрания к массовым мероприятиям, которым, в свою очередь, произвольно присваивается характер уголовно наказуемых «действий, грубо нарушающих общественный порядок», напоминаем о существовании Замечания общего порядка № 37, в котором развиваются и уточняются стандарты статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах. Данная статья предусматривает право беларусов на мирные собрания, которое государство обязалось должным образом обеспечивать ввиду добровольной ратификации вышеупомянутого Пакта в 1973 году.
В Замечании говорится, в частности, о том, что порядок проведения массовых мероприятий должен быть уведомительным, а не разрешительным; что любые ограничения права на мирное собрание должны быть законными, соразмерными, преследующими одну из указанных в статье 21 целей. Под общественным порядком, охрана которого может стать поводом для ограничения прав и свобод, по мнению экспертов, подразумевается в том числе ряд основополагающих принципов, на которых основывается общество — включая уважение прав человека, среди них — права на мирные собрания.
«Государствам-участникам не следует руководствоваться расплывчатым определением общественного порядка для обоснования чрезмерно широких ограничений права на мирные собрания. В некоторых случаях мирные собрания могут по самому своему характеру или преднамеренно приводить к созданию некоторых помех, что требует высокой степени терпимости. Понятия «общественный порядок» и «законность и правопорядок» не являются синонимами, а запрет общественных беспорядков во внутреннем праве не должен ненадлежащим образом использоваться для ограничения мирных собраний.»
Также в Замечании отмечается: санкции, налагаемые на организаторов или участников собрания, должны быть соразмерными, недискриминационными по своему характеру, не должны основываться на неточно или слишком широко определенных правонарушениях. Пока, к сожалению, фотография с мирного протеста служит априорным доказательством совершения лицом «действий, грубо нарушающих общественный порядок».
Комитет по правам человека неоднократно отмечал дефекты законодательства, регулирующего проведение массовых мероприятий, в частности — положения Закона «О массовых мероприятиях», наличие административных и уголовных норм, позволяющих привлечь организаторов и участников мирных собраний к ответственности. В 2021 году Комитет принял решение по жалобе экс-председателя Гомельского горисполкома Светланы Гольдаде, подчеркнув, в частности, следующее: тот факт, что государство не в состоянии объяснить, каким именно образом проведение заявителями пикета противоречит интересам государственной или общественной безопасности, общественному порядку, охране здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц, позволяет Комитету установить нарушение статьи 21 Пакта.