Комментарий юриста об ограничении и отключении интернета
We Are Social и Hootsuite каждый год готовят развернутые исследования по цифровой сфере. Они отмечают, что на сегодняшний день количество пользователей Интернета в мире составляет 4,54 миллиарда человек, а это 59% всего населения земли. Среднестатистический человек ежедневно проводит в интернете 6 часов 43 минуты, а это 100 дней в году.
Несмотря на такое проникновение интернета в нашу жизнь, право на подключение к интернету не закреплено в качестве общепризнанного. Лишь несколько стран закрепляют это право законодательно, среди них Коста-Рика, Эстония, Франция, Греция, Испания, Финляндия и Мексика.
Международное законодательство
Существует целый корпус международных документов и резолюций, согласно которым подключение к интернету является ключевым условием обеспечения свободы выражения мнений и права на информацию. Например, Международный Пакт о гражданских и политических правах. Важно, что этот документ является обязательным для Беларуси.
Пакт предусматривает случаи ограничения в праве на информацию. Для этого должны быть одновременно выполнены все три условия. Ограничения должны быть:
1
Предусмотрены законом и сформулированы с достаточной точностью
Чтобы человек мог соответствующим образом регулировать свое поведение. Недопустимы двусмысленные, расплывчатые или слишком широкие ограничения свободы выражения мнений и права на информацию.
2
Преследовать легитимную цель
Цели перечислены в Статье 19 (3) (а) и (b) Пакта
3
Необходимыми и соразмерными
Необходимость требует, чтобы в ограничении существовала острая общественная потребность. Соразмерность требует, чтобы ограничение на свободу выражения мнения не было чрезмерно широким и соответствовало его защитной функции. Важно, чтобы ограничение представляло собой наименьшее из возможных вмешательств в осуществление права, способных защитить легитимные цели.
Если выполнены не все условия, то ограничения нарушают права человека.
В 2011 году Специальный докладчик ООН по свободе выражения мнений Франк Ля Рю в своем докладе для Совета по правам человека отмечал, что “отключение доступа к интернету для пользователей, независимо от приведенного обоснования [...] является непропорциональным и, следовательно, нарушает ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах”. Спецдокладчик также призвал государства сохранять доступ к интернету в любые времена, включая политические волнения.
В совместной декларации четырех тематических докладчиков по свободе выражения мнений (2011) эксперты заявили, что отключение интернета или его сегментов для всего населения или его части (shutting down the Internet) ни в коем случае не может быть оправдано, в том числе по основаниям публичного порядка или защиты национальной безопасности (Ibid., para. 6(b)). В 2015 эти же тематические докладчики в совместной декларации “О свободе выражения мнений и реагировании на конфликтные ситуации” подтвердили, что фильтрация контента в интернете, используя коммуникационные “рубильники” (т.е. выключение телекоммуникационных узлов), как и физический захват транслирующих станций,
В 2016 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию, которая “безоговорочно осуждает меры по умышленному недопущению или нарушению доступа к информации или ее распространения в режиме онлайн в нарушение норм международного права прав человека и призывает все государства воздерживаться от таких мер и прекратить их использование”.
В недавней Резолюции (A/HRC/44/L.11) Генеральная Ассамблея ООН, рассматривая ограничения интернета в связи с мирными протестами, призывает государства воздержаться и прекратить меры, которые в нарушение международного права прав человека, направлены на отключение интернета и телекоммуникаций или на иное блокирование возможностей пользователей иметь доступ к информации и распространять ее; либо собираться в онлайн-пространстве.
Таким образом, сейчас практика намеренного отключения или ограничения работы интернета на локальном или национальном уровне рассматривается как нарушение прав человека, при условии, что такие меры преследуют цель ограничить распространение информации и не допустить свободное выражение мнений онлайн. Массовый и неизбирательный характер ограничений не соответствует критерию необходимости и пропорциональности, независимо от декларируемой легитимной цели.
Национальное законодательство
К сожалению, на уровне законодательства РБ право на доступ к интернету не является отдельным, неотъемлемым правом гражданина. Однако, ряд национальных правовых актов закрепляет право на доступ к информации (получение информации), одним из аспектов которого можно считать доступ к сети Интернет.
Нормы о праве на доступ к информации содержатся в следующих актах:
Конституция также содержит критерии ограничения права пользования информацией:
-
по цели: в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав);
-
по порядку установления ограничения: должно быть предусмотрено законодательством).
По сравнению с международным правом, Конституция не содержит такого критерия ограничения права, как необходимость и соразмерность. Это может служить основанием для злоупотребления ограничениями прав граждан.
Кроме того, ограничения доступа к Интернету регулируется на основании:
При этом, законодательство Республики Беларусь не содержит каких-либо оснований, которые позволяют государственным органам блокировать весь международный трафик либо массово блокировать возможность входа на беларусские интернет-ресурсы. Такая возможность закреплена исключительно для ограничения доступа к отдельным интернет-ресурсам нарушающим законодательство Республики Беларусь.
Таким образом, для массовой блокировки интернет-ресурсов, имевшей место после выборов в августе 2020 года, правовых оснований не имелось.
Ограничение доступности мобильного интернета в Беларуси
Предоставление услуг мобильного интернета осуществляется операторами А1, МТС, life:). Закон “Об электросвязи” в качестве одной из обязанностей операторов электросвязи закрепляет обязанность соблюдать требования по организационно-техническому взаимодействию с другими операторами электросвязи, пропуску и маршрутизации трафика. Полагаем, что требование об ограничении доступности мобильного интернета могло направляться в адрес операторов на основании данной нормы.
Важно при этом, что законодательство не содержит оснований для ограничения доступа к мобильному интернету в периоды проведения массовых мероприятий. Даже Закон Республики Беларусь "О чрезвычайном положении" не содержит каких-либо норм, касающихся ограничения доступа к сети Интернет и мобильному интернету в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии беспорядков.
Ограничение доступа к отдельным интернет-ресурсам и сервисам
Кроме ограничения доступа к сети Интернет, в Беларуси в период после 9 августа был заблокирован доступ к значительному количеству интернет-ресурсов и сервисов. Среди них:
-
сайты СМИ (как республиканских, так и региональных),
-
общественных движений и инициатив (сайт Белорусской ассоциации журналистов, платформ “Голос”, “Зубр”, незарегистрированного правозащитного центра “Весна” и др.),
-
различных политических движений,
-
ряд VPN-сервисов.
Блокировка интернет-ресурсов в Беларуси осуществляется во внесудебном порядке на основании решения Министерства информации. Процедура регулируется Законом Республики Беларусь “О средствах массовой информации” и Положением о порядке ограничения (возобновления) доступа к интернет-ресурсу, утв. Постановлением Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, Министерства информации Республики Беларусь от 03.10.2018 N 8/10/6.
Указанные выше интернет ресурсы и сервисы были заблокированы по основанию, предусмотренному пп.1.2 п.1 ст. 51-1 Закона “О СМИ” (распространения посредством интернет-ресурса, сетевого издания информации, распространение которой запрещено в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь или вступившими в законную силу решениями суда).
К запрещенной информации Закон относит, в том числе, информацию, направленную на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащую призывы к такой деятельности, порнографию, насилие и жестокость, в том числе пропагандирующую или побуждающую к самоубийству, другую информацию, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь.
Юридически процесс блокировки интернет-ресурса выглядит следующим образом:
1
Министерство информации в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения об ограничении доступа направляет копию этого решения в Государственную инспекцию Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации для включения соответствующего идентификатора интернет-ресурса в список ограниченного доступа, а также владельцу интернет-ресурса, доступ к которому ограничивается (при условии нахождения данного интернет-ресурса в национальном сегменте сети Интернет).
2
Государственная инспекция в день получения копии решения Министерства информации включает идентификатор интернет-ресурса в список ограниченного доступа.
3
Поставщики интернет-услуг обязаны ограничить доступ к интернет-ресурсу в течение суток с момента его включения в список.
Стоит отметить что в решениях о блокировках, которые Министерство информации направило в адрес владельцев интернет-ресурсов в августе 2020, не были конкретизированы основания применения блокировки (конкретные публикации, изображения, иная информация, запрещенная законодательством), что усложняет процесс устранения нарушений и обжалования решения о блокировке.
Таким образом, можно говорить о том, что внесудебный процесс блокировки интернет-ресурсов нарушает права как владельцев интернет-ресурсов и сервисов (право на распространение информации), так и права пользователей (право на получение информации).
Обход блокировки интернета
Начиная с 8:00 9 августа и по 7:00 12 августа были заблокированы VPN-решения, основанные на стандартных протоколах — OpenVPN, IPSEC, PPTP, а значит практически все коммерческие, корпоративные и личные VPN серверы перестали работать.
С 9 по 12 августа в Беларуси наблюдались значительные сбои в работе интернета. Пользователи столкнулись с проблемами в работе:
-
социальных сетей, таких как Facebook, Twitter, YouTube и т.д, а также частичными сбоями в работе с Телеграм;
-
независимых беларусских СМИ: TUT.by, KYKY, Наша Нiва и т.д.;
-
платформ Голос и Zubr;
-
ряда VPN сервисов;
-
западных и российских сайтов и сервисов: Яндекс, CNN, Amazon и т.д.
Падение трафика YouTube в Беларуси. Источник: Лiга.tech
9 августа общий интернет-трафик из Беларуси упал в 10 раз по сравнению со средними показателями. В тот день его скорость составила 20 Гб/с.
Страна была «отключена от интернета», позже к этому добавилась блокировка мобильного интернета.
Между тем, несмотря на шатдаун, жителям Беларуси удавалось в эти дни выходить в сеть. Так по официальной информации команды Psiphon — провайдера приложения для обхода блокировок, 11 августа приложением воспользовались 1.8 миллионов пользователей из Беларуси, то есть почти ⅓ всех интернет-пользователей страны.
График пользователей из Беларуси, которые воспользовались Psyphon для выхода в интернет. Источник: официальный сайт Psyphon
Каким образом, беларусы и беларуски выходили в сеть в ситуации полного шатдауна?
В условиях ограниченной работы интернета людям приходилось искать решения в очень сжатые сроки, прежде всего, с помощью различных Telegram-каналов, советов специалистов и т.д. 10 августа был создан Telegram-канал «За BYnet», где аккумулировались данные о работающих решениях, рассказывались новости и появлялись последние апдейты о том, что происходит с интернетом. Канал появился как продолжение чата «Цифровые наблюдатели», который создавался для мониторинга работоспособности мобильных сетей и блокировок инструментами OONI и Network Cell Info Lite, но во время 9-11 августа он стал популярен именно за счёт распространения информации о способах обхода блокировок и цензуры.
Как и в других странах, где блокировался интернет, пользователи выходили через VPN и различные proxy-серверы, которые помогали обойти запреты.
VPN или Virtual Private Network – это технология, которая дает возможность установить соединение поверх другой сети. Другими словами, VPN защищает данные и действия пользователей и от злоумышленников, и от интернет-провайдеров и позволяет обойти блокировки, установленные провайдерами. Последние лишаются возможности контролировать пользовательский трафик.
Телеграм-канал «За BYnet» протестировал и предложил беларусским пользователям следующие решения:
1
Psiphon, специализированное решение обхода цензуры. Он стал самым популярным сервисом для обхода блокировки в Беларуси. Благодаря сложной системе шифрования ему наиболее эффективно удавалось “прятаться” от системы фильтрации DPI, которые использовали для шатдауна в стране.
2
Tachyon, распределенные система, эмулирует 3 разных протокола, которые позволяют проходить блокировку DPI.
3
X-VPN, имеет в своём составе 9 различных протоколов, некоторые из которых продолжали функционировать во время блокировки.
4
Lantern, специализированное средство для доступа к заблокированным сайтам, одно из немногих решений, имевших инсталлятор для Mac OS.
5
HotSpot Shield, построенный на собственном проприетарном протоколе Catapult Hydra.
7
Tor, с использованием режима Bridge
Из альтернативных VPN-решений функционировали решения Shadowsocks, Wireguard и SOCKS5 туннели через SSH (некоторые пользователи жаловались, что связка ip-адрес:порт блокировались, поэтому приходилось периодически их менять), но из-за сложностей настройки они не получили широкого распространения у массового пользователя.
”
Все основные популярные протоколы, которыми пользуются VPN-сервисы, отрезали, и они были бесполезны. У меня стояло два VPN-сервиса, и они за всё время шатдауна так и не поднялись. Psiphon отлично работал, правда, на второй день у многих перестал работать и он. Ещё один немаловажный фактор — Psiphon мультиплатформенный: он есть для Windows, для Android и для iOS, нет только для macOS. Хороших, работающих решений под iPhone гораздо меньше, чем под Android.
Яна Гончарова
Представительница Human Constanta. Источник
VC.RU
Кроме Psiphon важным инструментом коммуникации во время протестов оказался Telegram. В условиях блокировки интернета Telegram стал самым популярным мессенджером и социальной сетью в стране. Еще до выборов компания предложила свой собственный внутренний прокс MTProxy, встроенный в приложение Telegram. Но 9-11 августа из-за высокой нагрузки, большинство пользователей могли пересылать друг другу только текст, не подгружались видео и иногда изображения.
Из-за того, что доступ к большинству независимых медиа был заблокирован, крупные СМИ полностью перешли в Телеграм и использовали его как полноценный ресурс для трансляции новостей. За время шатдауна Telegram-канал NEXTA стал вторым по популярности после TUT.BY и самым крупным каналом в Телеграме. На сегодняшний день его аудитория насчитывает около 2 млн подписчиков.
Альтернативные методы распространения приложений для обхода блокировок
Из-за блокировки доступа к зарубежным ресурсам, пользователи не могли использовать стандартный метод получения приложений с официальных сайтов, из Apple App Store и Android Play Market.
1
Приложения для обхода блокировок распространялись через так называемые файлообменники — сайты, ссылки на которые рассылались через SMS или диктовались голосом по телефону. Есть примеры, когда подобные объявления размещались на подъездах. Файлообменники создавались продвинутыми активистами, находящимися в стране и за рубежом. На 12 августа установочные файлы с их серверов скачали около 1.3 миллиона раз на 7.4 терабайта трафика. 60% пришлось на Android, 20% на Windows.
2
Телеграмм-канал ЗаBynet за 11 августа (вторые сутки существования) набрал 3000 пользователей, а 12 августа ещё 1000. Главная цель канала: распространение информации про блокировки и способы восстановить работоспособность интернета, актуальные апдейты.
3
Распространение инсталляторов для через Telegram. Telegram работал, если пользователь мог получить ссылку на функционирующий MTProxy. Ряд пользователей были подписаны на каналы, где публикуются новые прокси, например https://t.me/ProxyMTProto, или на ботов, например https://mtpro.xyz
3
Файлы распространялись пользователями «из рук в руки», путём переписывания их через USB-флешки и передачу по Bluetooth. Это реальное объявление на подъезде в городе Минске, оно попало в сеть 12 августа.
Пример распространения VPN "из рук в руки". На подъезде одного из домов. Источник: телеграм-канал За BYnet
На подъезде одного из домов подробная инструкция о скачивание VPN. Источник: телеграм-канал Palchys
5
Из-за особенностей iOS, без доступа в интернет было невозможно установить приложение из App Store, поэтому пользователи мобильных телефонов Apple сначала получали доступ в сеть на своих компьютерах, устанавливали на них Proxy серверы, и подключившись к ним с телефонов получали доступ к App Store, с которого и устанавливали приложения для обхода блокировок.
Таким образом, можно сказать, что блокировка интернета способствовала солидаризации общества – люди помогали другу другу найти зеркала и файлообменники, передавали информацию и файлы с VPN. Шатдаун также определил роль Телеграма в протестном движении. Этот мессенджер стал главной коммуникационной платформой и источником информации о протесте.
После 12 августа проблемы с доступом в интернет не исчезли. Власти продолжили процедуру отключения мобильного интернета во время акций мирного протеста. В ответ на это появилась инициатива #откройwifi, в рамках которой жителям квартир на первом этаже предлагалось открыть гостевой Wi-Fi, чтобы журналисты и участницы/участники акций протестов могли оперативно обмениваться информацией. Предлагалось создать новую гостевую сеть с именем и паролем BELARUS2020. Кроме того, зафиксированы случаи, когда люди на своих балконах вывешивали пароль от Wi-Fi.
Плакат с доступом к Wi-Fi на балконе жилого дома во время блокировки мобильного интернета во время протестов. Источник: @plakatypratestu
Интернет в Беларуси
Общий рейтинг Беларуси. GSMA Mobile Connectivity Index оценивает 163 страны мира по таким показателям, как инфраструктура, финансовая доступность, способность и готовность населения использовать интернет, а также доступность и релевантность онлайн-контента и услуг
Доля потребления интернет-трафика в Беларуси (последняя доступная статистика — 2014)
Как Беларусь подключена к остальному миру
Как Беларусь подключена к остальному миру
Беларусь подключена к внешнему интернету через два канала связи:
1
Государственная организация «Белтелеком» (до 2010 года была монополистом в стране) — крупнейший интернет-провайдер страны, и обслуживает как физических, так и юридических лиц.
2
Государственная организация Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ) появилась в 2010 году для создания и развития единой республиканской сети передачи данных, а также присоединения к сети интернет иностранных государств.
”
В Беларуси для интернета бутылочным горлышком становится точка обмена трафиком. Все внешние каналы не только контролируются государством, но они также изначально ограничены по своей пропускной способности. Это намеренное действие, чтобы была возможность контролировать трафик, плюс никто из независимых игроков не допускается к созданию таких точек обмена трафиком.
Логическая схема связи между автономными сетями беларусских провайдеров и внешним миром. Нижний элемент World — это интернет-провайдеры за пределами Беларуси. Источник: Лiга.tech
Использование решений DPI (Deep Packet Inspection) для блокировки «нежелательного» трафика
Deep Packet Inspection (DPI) — это продвинутый метод проверки и управления сетевым трафиком. DPI применяется для фильтрации трафика и считается более эффективным на фоне обычных брандмауэров (файрволов). Это достигается за счет того, что DPI проверяет и заголовки пакетов данных, и полное их содержимое. Важно, что это технология способна обнаруживать и блокировать вредоносные программы. Темной стороной DPI является то, что он способен блокировать любую вообще информацию, которая не соответствует заданным критериям. А значит, этот метод проверки может быть использован в политических или репрессивных целях. Известно, что технология DPI в таких странах, как Китай, Иран, частично в Египте и т.д. используется для цензурирования интернет-трафика.
Такие решения анализируют содержимое проходящих через них пакетов трафика и по гибкому набору правил определяют, что делать с каждым из них.
Различают несколько типов использования DPI:
1
Обеспечение качества сервиса. Например, можно повысить приоритет пакетам голосового трафика VOIP, т.к. при разговоре голосом очень важны низкие задержки и такого трафика обычно немного. У http/https трафика средний приоритет, для обеспечения комфортного браузинга, а torrent-трафик идёт по остаточному принципу.
2
Блокировка активности вирусов, распространения пиратского и другого нелегального контента.
3
Перехват и передача трафика в рамках оперативно-розыскных мероприятий исходя из его типа.
Как показывает анализ и у Национального центра обмена трафиком (НЦОТ), и к Белтелеком – двух государственных монополистов, обеспечивающих связь беларусского интернета с внешним миром, – развернуты программно-аппаратные комплексы DPI.
DPI эксплуатируется и беларусскими мобильными операторами, например, для определения приоритетов и раздельной тарификации трафика. С ростом популярности безлимитных тарифов подобные решения позволяют более эффективно использовать ресурс радиоэфира, не перегружая его тяжелым контентом. Например, на «безлимитных» тарифных планах операторы могут ограничивать скорость передачи тяжелого контента, стримингового видео или торрентов.
МТС заявил о коммерческом запуске подобной системы ещё 22 сентября 2011 г.
А1 и life:) также используют подобные решения для раздельной тарификации трафика по его типу, например, предоставляя безлимитный доступ к сайтам определенных соцсетей, музыкальным сервисам и мессенджерам.
По информации, полученной из нескольких источников, для фильтрации трафика Белтелеком и НЦОТ используют оборудование следующих производителей:
2
Huawei DPI – в Белтелеком.
В 2018 году был объявлен конкурс на закупку программно-аппаратного комплекса DPI Национальным Центром Обмена Трафиком на $2.5M. По информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен закупка не состоялась.
Belarusian Officials Shut Down Internet With Technology Made by U.S. Firm
U.S. Company Faces Backlash After Belarus Uses Its Tech to Block Internet
Комментарии технических специалистов
С 9 августа в течение нескольких дней в Беларуси произошла блокировка интернета. По данным The NetBlocks Cost of Shutdown Tool (COST) один день шатдауна стоил стране 56 млн USD. Эти потери связаны с остановкой работы цифрового банкинга, сервисов вызова такси, работы карт, онлайн-шоппинга и перебоев на других направлениях.
И тем не менее, государство до сих пор не признало, что причиной отсутствия доступа к интернету были намеренные действия со стороны профильных служб и двух провайдеров-монополистов.
Однако эксперты не только в Беларуси, но и за ее пределами, склонны считать, что шатдаун был спланирован властями заранее.
10 августа, комментарий Дениса Отвалко, технического директора одного из крупнейших негосударственных хостинг-провайдеров в Беларуси и крупнейшего регистратора и технического администратора национальных доменных зон .BY/.БЕЛ.
Что происходит с интернетом в Беларуси — мнение технических специалистов
”
В дополнение к постоянным отключениям Интернета, NetBlocks обнаружил использование фильтрации Deep Packet Inspection в математическом режиме по ключевым словам, редко используемой возможности, предоставляемой устройствами сетевой фильтрации [...] Заблокированные слова включали названия социальных сетей и новостных сайтов, а также такие бренды, как Walmart, Samsung и Disney, что создавало впечатление более широкого технического сбоя.
”
Официальные версии властей Беларуси о причинах неработоспособности интернета несостоятельны. «Как из-за границы можно отключить беларусский интернет? Нужно, чтобы все страны, с которыми у Беларуси есть коннект, договорились и отключили ее. А что касается DDoS-атак — существует куча технологий anti-DDoS, которые успешно отражают атаки и уж точно не позволят полностью отрубить интернет в стране. Кроме того, очень мощные DDoS-атаки операторы обычно отражают совместно, а для этого им нужно показать какие-то результаты измерений, логи. А просто сказать I was hacked любой идиот может», — говорит Исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев.
Правозащитники рекомендуют Спецдокладчикам:
- запросить информацию у правительства Беларуси о ситуации с перебоями доступа в интернет;
- запросить у правительства информацию о том, как будут устранены нарушения международного права и прав человека, указанные в обращении;
- рекомендовать правительству воздерживаться от расширения практики произвольного вмешательства в право на свободу выражения мнения в интернете и соблюдать международно-правовой запрет на произвольное отключение интернета.
Обращение международных правозащитных организаций к спецдокладчикам ООН 10 августа 2020 (Рус)
”
Данные которые мы получили об отключении интернета в Беларуси начиная с воскресенья, если рассматривать их вкупе с другими отчетами доступными с этого времени, указывают на масштабное вмешательство в множество сетей, которое имело серьезное влияние на интернет пользователей страны.
”
В текущей ситуации в Беларуси, где все больше и больше людей полагаются на Интернет для связи, с растущим объемом входящего и внепланового трафика, сокращение или ограничение пропускной способности почти наверняка приведет к отключению значительной части сети Беларуси, увеличивая побочный ущерб вплоть до состояния отказа в обслуживании.
Статья в vice.com с комментариями Alp Toker, директора группы NetBlocks, о том, что причиной произошедшего является работа DPI, а не сбой
Интервью с Тёмой Гавриченковым из Qrator Labs, разбор ситуации вокруг блокировок Интернета в Беларуси 9-12 августа
Отчёт сервиса обхода блокировок Psiphon.ca, 20 августа (Eng)
Реакция государственных органов и мобильных операторов на перебои с интернетом
В Беларуси регулярно наблюдаются перебои с интернетом, кроме того с 9 по 12 августа в стране был шатдаун.
К слову сказать, это не первая попытка властей ограничить доступ в интернет. Жители Беларуси регулярно сталкиваются с цензурированием интернета во время президентских выборов: в 2001, 2006 и 2010 годах во время выборов были заблокированы независимые сайты, в первую очередь СМИ. В 2010 году на несколько часов была прекращена работа порта SSL, который используется для установки шифрованных соединений c социальными сетями.
Однако в 2020 году в Беларуси произошло отключение интернета на несколько дней, более того, в последующие дни власти регулярно отключали интернет в местах массовых протестов.
”
Можно сказать, что это самое масштабное, массовое и серьезное отключение интернета в истории Беларуси.
Яна Гончарова
Представительница Human Constanta.
Неправительственная организация NetBlocks считает, что в ограничениях виновато государство. Однако сами беларусские власти отказываются это признавать.
Официальные комментарии о причине недоступности зарубежного интернета 9-12 августа
Ни в дни недоступности зарубежного сегмента интернета, ни в последующие дни ни официальные лица, ни беларусские государственные и частные провайдеры не признали, что причиной отсутствия доступа к зарубежным ресурсам были намеренные действия со стороны спецслужб и магистральных провайдеров. Коммерческие операторы в качестве причин проблем указывали на некорректное обслуживание вышестоящими провайдерами и не комментировали детали.
9 августа
Национальный центр реагирования на компьютерные инциденты Республики Беларусь (НЦОТ) ссылается на DDos-атаки:
”
Национальным центром реагирования на компьютерные инциденты Республики Беларусь (CERT.BY) 8.08.2020 около 22:00 зафиксирована большая волна DDoS-атак на инфраструктуру сети BY-NET. <...> Необходимо отметить, что технические решения по защите (Anti-DDoS) провайдеров отразили указанные атаки, однако по нашей информации начались проблемы с оборудованием.
Мобильный оператор А1 перекладывает ответственность на вышестоящего провайдера, в первую очередь на Национальный центр обмена Трафиком (НЦОТ):
”
Наша сеть работает корректно. При этом мы, как и все другие провайдеры, получаем доступ к международному интернет-трафику от уполномоченных операторов — РУП «Белтелеком» и Национальный центр обмена трафиком.
Как только наш вышестоящий провайдер продолжит корректное обслуживание, доступ к сервисам будет восстановлен автоматически.
10 августа
Белтелеком говорит, что причина пропадания доступа к зарубежным ресурсам — кибератаки из-за рубежа:
”
РУП «Белтелеком» с 8 августа текущего года отмечает значительный рост трафика, поступающего с внешних IP сетей из-за пределов Республики Беларусь. Системами предприятия на протяжении последних суток фиксируются множественные кибератаки различной степени интенсивности на сайты государственных органов и ресурсы Белтелекома. Это привело к значительной перегрузке каналов, сбою и выходу из строя телекоммуникационного оборудования и, как следствие, затруднениям с доступом для абонентов к отдельным ресурсам и сервисам сети Интернет.
Александр Лукашенко утверждает, что интернет отключают не в Беларуси:
”
Кому-то неймется, призывают выходить на улицы. Даже из-за границы отключают интернет, чтобы вызвать недовольство у населения. Сейчас наши специалисты разбираются, откуда идет эта блокировка. Поэтому, если интернет плохо работает, это не наша инициатива, это из-за границы.
12 августа
НЦОТ сообщает о снижении DDoS-атак на инфраструктуру и восстановление доступа в зарубежные сети:
”
По состоянию на 12 августа текущего года отмечается существенное снижение массированных DDoS-атак на инфраструктуру сетей беларусских операторов и на сайты государственных органов и организаций. Закончены аварийно-восстановительные работы на сетях партнеров, находящихся на территории сопредельных государств.
Республиканскому унитарному предприятию «Национальный центр обмена трафиком» удалось почти в полном объеме восстановить доступ к ресурсам сети Интернет.
Специалисты НЦОТ совместно с другими беларусскими операторами электросвязи продолжают работы по восстановлению оборудования и возобновлению доступа к сети Интернет. Указанные работы будут завершены в ближайшее время.
Приносим извинения за возникшие неудобства и надеемся на понимание.
Отключение интернет-доступа в сетях мобильных операторов
Помимо постоянной блокировки доступа к зарубежным ресурсам на уровне магистральных провайдеров Белтелеком и НЦОТ, беларусские пользователи впервые в истории столкнулись ещё с одним типом блокировки — полным шатдауном интернета в сетях мобильных операторов. В течение трёх суток, с 9 по 12 августа, вечером у абонентов всех трёх мобильных операторов - А1, МТС, life полностью пропадал доступ в сеть.
Ни один из операторов, А1, МТС и life:) не признали, что отключали интернет в связи с указаниями правоохранительных органов.
12 августа в 10:54 официальный аккаунт A1 на onliner.by разместил сообщение о компенсации за недоступность интернета. Ни в одном заявлении А1 не принимает на себя ответственность за отключение мобильного интернета в своей сети, указывая на вышестоящие провайдеры Белтелеком и НЦОТ как источники перебоев.
Реакция на отключение после шатдауна
23 августа прошел Марш новой Беларуси, на котором в сети A1 снижалась скорость в сети мобильного интернета. Также МТС (в 18:30) и life:) отключили мобильный интернет в Минске и других регионах во время акций протеста.
В этот день А1 впервые опубликовал официальный комментарий, где оператор сообщает, что интернет блокируют по требованиям госорганов.
Пресс-служба A1 сообщила следующее:
”
С сожаление сообщаем, что по требованию государственных органов в связи с обеспечением национальной безопасности существенно снижена пропускная способность 3G-cети А1 на территории некоторых районов г. Минска. Исполнение данного требования приводит к ухудшению качества сервиса передачи данных.
О восстановлении корректного доступа к услуге будет сообщено дополнительно. Приносим извинения и надеемся на скорое восстановление обслуживания.
24 августа похожий официальный комментарий дали МТС и life:), также упомянув, что из-за большого количества людей были перегрузки в работе сети.
Также Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ) сообщил, что им неизвестно о блокировках.
”
Информируем, что согласно законодательным актам ОАЦ осуществляет в пределах своей компетенции регулирование и контроль деятельности по обеспечению технической и криптографической защиты информации, определяет приоритетные направления такой защиты, является независимым регулятором в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также специально уполномоченным государственным органом в области безопасности использования национального сегмента сети Интернет. Также сообщаем, что ОАЦ не обладает информацией о требованиях по снижению пропускной способности сетей мобильных операторов Республики Беларусь.
Оператор связи «А1» в своем официальном твиттере заявил об «ухудшении качества сервиса передачи данных или временной недоступности услуг» 9, 23, 26 и 30 августа, а также 6 и 13 сентября.
Кроме того, 16 сентября в чате с пользователями А1 сообщает, что проблемы с интернетом на стороне вышестоящего оператора.
16 сентября
16 сентября Ассоциация европейских телекоммуникационных операторов связи (ETNO) выступила с заявлением по ситуации с отключением интернета в Беларуси в том числе по работе мобильных операторов 9-11 августа:
”
А1 в Беларуси не может предоставлять услуги связи без доступа к монополизированному государством внешнему каналу: голосовая связь и передача данных как на национальном, так и международном уровнях находятся под контролем уполномоченных государственных органов. Либерализация подхода к использованию внешнего канала связи неоднократно обсуждалась, однако до сих пор все переговоры были безрезультатными. При этом именно либерализация подхода к использованию внешнего канала связи операторами является одним из приоритетных пунктов в вопросе вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию
В октябре года А1 опубликовали отчёт о работе за III квартал 2020 года, где указано, что прибыль снизилась на 13,6% в переводе на евро. При этом в беларусских рублях она осталась в плюсе. Виновата в этом «нестабильная политическая ситуация» и девальвация беларуского рубля.
Также в отчете говорится, о следующем (источник @zabynet):
-
А1 первый оператор, который публично заявил о перебоях в работе интернета из-за государственных провайдеров, которые единственные имеют выход во «внешний» интернет.
-
Всем операторам приказывают снижать скорость мобильной сети. А1 продолжает открыто говорить обо всех таких решениях беларуского правительства.
-
Несмотря на решение возместить абонентам отсутствие интернета, жалоб и недовольных клиентов стало больше.
-
SMS регулярно используются как «правительственный канал» для распространения информации о «нарушениях национальной безопасности».
30 октября А1 ответили про отключения интернета
Международная коалиция #KeepItOn, борющаяся с отключениями интернета по всему миру, написала открытое письмо с призывом к поставщикам телекоммуникационных услуг в Беларуси быть прозрачными и противодействовать отключению интернета.
А1 ответил и передал ответ в редакцию Tut.by.
Согласно нему, А1 хоть и поддерживают прозрачность и невмешательство в работу интернета, тем не менее вынуждены исполнять законодательство страны. Кроме того оператор уточняет, что их услуги полностью зависят от «вышестоящего провайдера»:
”
А1 Беларуси не может предоставлять услуги связи без доступа к монополизированным государством сервисам. Национальная и международная, голосовая связь и интернет — все это находится под полным контролем госорганов.
А1 считает, что даже если они не будут исполнять распоряжения по отключению интернета, у государства есть возможности реализовать более серьёзные последствия, например, отключать и проводной интернет тоже.
По данным @zabynet только за октябрь количество часов отключения мобильного интернета составил 19 часов 27 минут.
Статьи
Комментарий юриста об ограничении и отключении интернета
Обход блокировки интернета
Интернет в Беларуси
Использование решений DPI (Deep Packet Inspection) для блокировки «нежелательного» трафика
Комментарии технических специалистов
Реакция государственных органов и мобильных операторов на перебои с интернетом